Цель дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей по теме: «Органное донорство в клинической трансплантологии»  в соответствии с положениями частей 1 и 4 статьи 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ-273 от 29.12.2012 г., заключается в удовлетворении образовательных и профессиональных потребностей, профессионального развития человека, обеспечении соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Данная программа направлена на совершенствование имеющихся и получение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности, и повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Характеристика профессиональных компетенций, подлежащих совершенствованию

У обучающегося совершенствуются следующие общепрофессиональные компетенции:

  • способность и готовность использовать нормативную документацию, принятую в сфере охраны здоровья а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций;
  • способность и готовность формировать у пациентов и членов их семей мотивацию, направленную на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих.

У обучающегося совершенствуются следующие профессиональные компетенции:

  • способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины в целях совершенствования профессиональной деятельности;
  • способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность;
  • способность и готовность проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологической анализ биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного.

Характеристика новых профессиональных компетенций, формирующихся в результате освоения Программы

У обучающегося должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции:

  • способность и готовность проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг пациентам с трансплантированными органами;
  • способность и готовность проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту стационарного больного, который может стать эффективным донором органов;
  • способность и готовность проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы диагностики, лечения, реабилитации и профилактики среди взрослого населения и подростков с учетом их возрастно-половых групп;
  • в диагностической деятельности способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов;

По окончании обучения слушатель должен знать:

  • основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения в области трансплантологии и органного донорства;
  • причины и патогенетические механизмы развития острых и хронических болезней внутренних органов, сущность функциональных и морфологических процессов, их клинические проявления у пациентов разных возрастных групп;
  • организацию интенсивной терапии в области интенсивной терапии и органного донорства;

По окончании обучения слушатель должен уметь:

  • провести всестороннее клиническое обследование больного и на этом основании определить: предварительный диагноз, тяжесть состояния, неотложные мероприятия, план обследования, в том числе консультации других специалистов, лабораторные, функциональные и инструментальные исследования;
  • верифицировать диагноз;
  • оформить необходимую медицинскую документацию;
  • использовать деонтологические навыки в целях установления психологического контакта с родственниками потенциального донора;
  • устанавливать диагноз «смерть головного мозга»
  • определить тактику ведения больного с тяжелым повреждением головного мозга: необходимость консультации других специалистов, определять объем и вид поддерживающей терапии (проводить кондиционирование донора);

По окончании обучения слушатель должен владеть:

  • методами диагностики заболеваний внутренних органов;
  • методами комплексного лечение больных в стационарных и амбулаторных условиях с учетом возраста, тяжести, клинико-функционального варианта течения заболевания и наличия сопутствующей патологии;
  • методами врачебной помощи при неотложных состояниях;
  • ведением всех видов медицинской документации;

К освоению программы допускаются: врачи-хирурги, урологи, сосудистые хирурги, анестезиологи – реаниматологи, неврологи, нефрологи, терапевты.

Учебный план

Koд Наименование разделов дисциплин и тем
1 Морально-этические, юридические положения трансплантологии и органного донорства. Основные юридические модели (системы), законодательно регулирующие процедуру получения трансплантата
1.1 Морально-этические и юридические положения трансплантологии в России
1.2 Основополагающие принципы трансплантации человеческих органов
1.3 Юридические модели, законодательно регулирующие процедуру получения согласия на изъятие органа
1.4 Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека»
1.5 Подзаконные акты, регулирующие деятельность мед. учреждений, связанных с изъятием и трансплантацией донорских органов.
2 Критерии смерти человека и методы диагностики смерти головного мозга. Методы оценки, алгоритм и принципы ведения потенциального донора, критерии пригодности трансплантата. Доноры с расширенными кпитепиями
2.1 "Критерии смерти человека и методы клинической и инструментальной диагностики смерти головного мозга
2.2 Критерии диагностики смерти мозга
2.3 Методы оценки потенциального донора и критерии пригодности трансплантата. Доноры с расширенными критериями
2.4 Первичная противоишемическая защита трансплантата
2.5 Алгоритм и принципы ведения потенциального донора
3 Техника операций эксплантации и консервации донорских органов
3.1 Техника операций эксплантации и консервации донорских органов у доноров, с небьющимся сердцем
3.2 Техника и порядок операции мультиорганной эксплантации и консервации донорских органов у доноров с констатированной смертью головного мозга
4 Основы трансплантационной координации
4.1 Трансплантационная координация. Понятие, основные задачи, «модели»

Общая трудоемкость программы – 72 часа.

Программа реализуется в очно-заочной форме.